Иркутск проблемы снабжения водой


Иркутск проблемы снабжения водой

 

Если в кране нет воды… Почему в Иркутске отключают водоснабжение?

 

     Отключение воды — тема наболевшая и злободневная. Ежегодно Иркутск остаются без привычных бытовых удобств на несколько дней или недель. Особенно непросто в этот период приходится семьям с маленькими детьми. Многих возмущает и тот факт, что управляющие компании не предупреждают заблаговременно об отключении воды, поэтому собственники квартир узнают о «плановом ремонте» в самый последний момент

     В это время также проводятся гидравлические испытания трубопровода на прочность: в него подается вода под повышенным давлением. Те трубы, которые не выдерживают проверки, заменяются на новые.

     По словам экспертов, плановые работы подготавливают оборудование к следующему отопительному сезону и являются профилактикой внештатных ситуаций зимой.

     Чтобы понять, как обстоят дела с иркутской системой водоснабжения, мы обратились к , заместителю главного инженера по техническим вопросам МУП «Водоканал».

     «Иркутску 355 лет, а его водопроводу — 115. Система водоснабжения в нашем городе — централизованная, она составляет порядка 780 километров сетей под землей: это резервуары, насосные станции, металлические трубы, максимальный срок службы которых 25 лет. Начиная с 2002 года мы заменили в период неотопительного сезона порядка 30% труб на современные, полиэтиленовые», — пояснил специалист.

     Иркутск — город с большим перепадом высот (более 100 метров) в таких районах, как Топкинский и Первомайский, что вызывает определенные трудности при проведении ремонта и сказывается на его сроках.

     В зависимости от местности повреждаемость и изнашиваемость труб разная. Например, те, что с горячей водой, более подвержены коррозии, а значит ухудшают качество воды и быстрее приходят в негодность. Еще одна особенность — в Ленинском и частично в Правобережном районах тепло и горячая вода подаются только с котельной. В случае аварии дома в этой местности могут остаться как без горячей, так и без холодной воды, и именно благодаря ежегодным ремонтным работам критических ситуаций удается избежать.

     Иркутск входит в пятерку лучших городов России, у которых очень низкие показатели повреждаемости.  Иркутск располагает  всем  оборудованием, например, диагностическая лаборатория и устройства, позволяющие на ранних стадиях выявлять прорывы труб, и эдиагностическая  работа ведется постоянно.

     Отличным решением проблемы с отключением воды стало бы создание дублирующих систем водоснабжения, однако, есть, главная проблема — финансирование. На данный момент государство навряд ли намерено выделять на эти цели средства из бюджета.

     «В законодательстве требования по созданию резервных источников теплоснабжения предъявляются только для потребителей 1 категории (например, больниц, родильных домов, детских дошкольных учреждений с круглосуточным пребыванием детей)», — пояснили в пресс-службе «ИркутскЭнерго».

     «Более реальным выходом является снижение времени отключения ГВС за счет применения временных т/проводов или современных методов диагностирования состояния тепловых сетей, которые в перспективе позволят отказаться от проведения гидравлических испытаний», — считают эксперты «ИркутскЭнерго».

     Поставить точку в вопросе отключения воды в Приангарье можно было бы при условии значительного сокращения сроков ремонта. Для этого необходимо строить трубопроводы из полимерных материалов (они стоят дороже, зато и срок их эксплуатации составляет 50 лет), снабжать города автоматизированной системой централизованного теплообеспечения, чтобы заранее предотвращать возможные аварии, или же строить системы дублирующего водоснабжения.

     Пока наше государство не займется этими вопросами вплотную, проблема не разрешится.

     Скорее всего, в правительстве считают, что на данный момент есть задачи посерьезнее, ведь кардинальных мер по вопросу сезонного прекращения водоснабжения не принимается.

     Поэтому, видимо, пока всем россиянам придется смириться с неудобствами и «держаться».

 

Использование подземных вод для снабжения питьевой водой Иркутской области. Проблемы очистки воды.

 

     В Иркутской области используются преимущественно поверхностные воды, использование подземных водных ресурсов составляет 20-25 % в общем потреблении жилищно-коммунального хозяйства.

     Вместе с тем имеет место сброс коммунальных и промышленных стоков, утечки, в том числе загрязненных вод. С фильтрационным потоком грунтовых вод загрязняющих вещества попадают в ближайшие дрены (водотоки, водоемы), проникают в более глубокие водоносные горизонты и, в конечном итоге, движутся по речной сети и с подземными водами к главной дрене региона - озеру Байкал. Запасы подземных вод, в отличие от всех других видов полезных ископаемых, могут возобновляться в соответствии с природными циклами, характерными для соответствующей климатической зоны, особенностями геологического строения и ландшафта территории.

     Извлечение подземных вод в объемах, превышающих природные возможности восстановления запасов, приводит к их истощению,  к постоянному снижению уровней, подтягиванию к эксплуатационному водоносному горизонту глубинных минерализованных вод или загрязненных грунтовых вод. Для характеристики ресурсов и запасов подземных вод используются следующие показатели:

 прогнозные эксплуатационные ресурсы - расчетная величина максимально возможного извлечения подземных вод без ущерба их качеству и окружающей природной среде

 разведанные эксплуатационные запасы - установленная опытными работами и расчетами величина возможного извлечения подземных вод необходимого качества при допустимом понижении их уровня на определенный срок работы проектируемого или действующего водозаборного сооружения, установленная опытными работами и расчетам.

 

Водоснабжение Иркутской области в цифрах. (Выписки из целевой программы «Чистая вода»

 

     Водоснабжение потребителей в Иркутской области осуществляется из 391 источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них 47 поверхностных, 344 подземных, а также 1959 источников децентрализованного водоснабжения.

     Централизованное водоснабжение имеют 22 города Иркутской области, 50 поселков городского типа (93% от их общего числа) и 142 сельских населенных пункта (10%).

     Главным источником водоснабжения являются поверхностные водоемы, за счет которых удовлетворяется 84% потребности в воде, и лишь 16% приходится на подземные воды.

     Централизованным водоснабжением, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, по состоянию на 1 января 2011 года обеспечено 1°656 тысяч человек или 68 % населения Иркутской области.

     Общая протяженность водопроводной сети 4777,45 км, в том числе муниципальных - 4297,37 км (90%). Протяженность ветхих сетей, требующих замены, составляет 2495,4 км (52%), в том числе муниципальных – 2255 км. В 2010 году заменено 72 км ветхих водопроводных сетей, что составляет 1,5% от общей протяженности сетей (при нормативе замены – 5%) или 3% от протяженности ветхих сетей. В 2010 году произошло 29 аварийных ситуаций на водопроводных сетях. Наибольшее число аварий отмечалось в городах Иркутске, Братске, Черемхово, что обусловлено высоким уровнем износа водопроводных сетей.

     2. Правовое обоснование решения проблем Программы: обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Иркутской области, полномочиям Иркутской области, положениям нормативных правовых и иных документов федерального и областного уровня

     Программа содержит комплекс целей и задач по созданию условий для достижения гарантированного обеспечения населения Иркутской области водой, соответствующей гигиеническим нормативам, в достаточном количестве, а также очистке коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня и охране источников питьевого водоснабжения от загрязнения.

     Программа разрабатывается с учетом основных целей программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ, таких как повышение качества человеческого потенциала (цель 1, задача 2), обеспечение пространственного и инфраструктурного развития Иркутской области (цель 3, задача 3), для достижения которых ставится задача повышения качества предоставляемых коммунальных услуг.

     Сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, является одной из стратегических задач социальной политики. При этом принципиальное значение имеет качество питьевой воды - важнейшее условие сохранения здоровья населения. Вопрос гарантированного обеспечения питьевой водой в необходимых количествах и соответствующего качества по доступной цене для каждого жителя Иркутской области является одним из главных целевых показателей государственной социальной политики, направленной на благополучие населения.

     Программа разработана в соответствии c федеральной целевой программой "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьями 25, 26, 43, 44 Водного кодекса Российской Федерации, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, и постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области".

     В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено, в том числе за счет реализации мероприятий долгосрочной целевой программы Иркутской области "Чистая вода" на 2012 - 2014 годы.

     3. Анализ причин возникновения проблемы, оценка уже достигнутых результатов по ее решению, характеристика и прогноз развития данной проблемы без применения программно-целевого метода

     Основной проблемой является нехватка питьевой воды, загрязнение поверхностных и подземных источников, низкое качество питьевой воды в отдельных населенных пунктах области. Наиболее неблагополучные районы: Заларинский, Усть-Удинский, Иркутский, Куйтунский, Чунский и все районы Усть-Ордынского Бурятского округа.

Удельный вес проб водопроводной воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, выше среднеобластных показателей:

1. По санитарно-химическим показателям:

в Заларинском, Балаганском и Усть-Удинском районах - в 6,5 раза;

в г. Тайшете, Тайшетском и Чунском районах - в 4,2 раза;

в Качугском и Жигаловском районах - в 6,1 раза;

в г. Бодайбо, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах - в 3,0 раза;

в Иркутском районе - в 3,4 раза.

2. По микробиологическим показателям:

в г. Бодайбо, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах - в 3,1 раза;

в Заларинском, Балаганском и Усть-Удинском районах - в 4,8 раза;

в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах - в 2,7 раза;

в Усть-Ордынском округе - в 3,7 раза.

     Анализ качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения на территории Иркутской области показал, что в 2010 году 16,6°% из них не отвечали санитарным правилам и нормам (из них 12,5 % из-за отсутствия зон санитарной охраны). Также 12,5 % подземных источников не отвечали санитарным правилам и нормам. Удельный вес проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил в 2006 году - 11,3%, в 2007 году – 6,7%, в 2008 году – 4,6%, в 2009 году – 4,7%, в 2010 году – 4,5%.

     В местах водозаборов качество воды не отвечает требованиям санитарных правил и норм по санитарно-химическим показателям в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе, г. Черемхово и Черемховском районе, в Заларинском, Балаганском и Усть - Удинском районах, в г. Тайшете, Тайшетском, Чунском, Качугском и Жигаловском районах, в районах Усть-Ордынского Бурятского округа. По микробиологическим показателям в г. Ангарске и Ангарском районе, в г. Черемхово и Черемховском районе.

     Необходимого комплекса водоподготовки не имеют 27,6% водопроводов из поверхностных источников. В связи с этим удельный вес проб водопроводной воды, не отвечающих требованиям санитарных правил и превышающих среднеобластные, отмечается в следующих территориях.

     По санитарно-химическим показателям: в Заларинском, Балаганском и Усть-Удинском районах, в г. Тайшете, Тайшетском и Чунском районах, в Усть-Ордынском Бурятском округе, в г. Иркутске, Иркутском районе.

     По микробиологическим показателям: в г. Бодайбо, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах, в Заларинском, Балаганском и Усть-Удинском районах, в г. Тайшете, Тайшетском и Чунском районах, в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах, Усть-Ордынском Бурятском округе.

     Удельный вес проб воды в водопроводах, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2006 году составил - 4,8%, в 2007 году – 2,47%, в 2008 году – 2,3%, в 2009 году – 2,0%, в 2010 году – 2,1%.

     Актуальной проблемой является обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества из децентрализованных источников водоснабжения. Из 1959 источников децентрализованного водоснабжения, находящихся на контроле Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, 4,2 % не отвечают требованиям санитарных правил и норм. В сельских поселениях находятся 83,6 %, из них не соответствуют требованиям 5,0 % (за период с 2006 по 2009 год). При этом на нижеперечисленных территориях удельный вес проб воды источников децентрализованного водоснабжения, не соответствующих требованиям нормативов, превышает среднеобластные по санитарно-химическим показателям в Иркутском районе, в Качугском и Жигаловском районах, в г. Тайшете, Тайшетском и Чунском районах, в Усть-Ордынском Бурятском округе. По микробиологическим показателям в Иркутском районе, в г. Бодайбо, Бодайбинском, Мамско-Чуйском, Заларинском, Балаганском и Усть-Удинском районах, в г. Тайшете, Тайшетском и Чунском районах.

     Возникающие проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой напрямую зависят от состояния водных объектов, являющихся источником водоснабжения населения. Удельный вес проб воды источников, используемых в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не отвечающих требованиям, в среднем по Иркутской области за 2005-2010 годы по санитарно-химическим показателям остается стабильным.

     Ухудшение качества воды в подземных источниках связано с отсутствием утвержденных проектов зон санитарной охраны, несоблюдением мероприятий в санитарно-защитных зонах. Не проводится тампонаж скважин, приводящий к загрязнению водоносного горизонта, не ведутся ремонтные работы на сетях и сооружениях. Забор воды из подземных источников и подача населению осуществляются без должной очистки и водоподготовки в Иркутском, Заларинском районах, г. Бодайбо, г. Нижнеудинске, а также районах Усть-Ордынского Бурятского округа.

Таким образом, к основным проблемам в секторе бесперебойного снабжения чистой водой можно отнести:

1) существенную дифференциацию территории Иркутской области по количеству и качеству природных вод, используемых для нужд населения (питьевая и техническая вода, агромелиорация, среда обитания водных биоресурсов);

2) плохое техническое и финансовое состояние значительного количества организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, и низкую эффективность этого сектора экономики, выражающуюся в одновременном росте операционных расходов и увеличении износа основных фондов, высоком уровне потерь, низком качестве очистки отводящих вод и нерациональном водопользовании;

3) низкую инвестиционную привлекательность организаций коммунального комплекса, связанную с отсутствием законодательно закрепленной практики применения долгосрочного тарифообразования;

4) отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой (требования к качеству воды как продукту питания, качеству воды, поставляемой с использованием систем централизованного водоснабжения, и требования к очистке сточных вод) как одной из важных публичных функций исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в области обеспечения качества жизни человека.

     В случае непроведения реформы управления системами водоснабжения и водоотведения в соответствии с программно-целевым методом, отсутствия выработанной государственной политики в данной отрасли развитие систем будет проводиться в соответствии с муниципальными программами из средств местных бюджетов, либо как ответные мероприятия на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического характера. Прогноз основан на анализе статистических данных и показывает, что в этом случае к 2020 году:

1) средний износ оборудования станций и сетей в малых городах и сельских поселениях достигнет 70-80%;

2) около 25 % населения Иркутской области будут пить воду, не соответствующую гигиеническим нормативам;

3) население так и не будет иметь информации о качестве потребляемой им питьевой воды, ее соответствии гигиеническим нормативам;

4) показатели здоровья населения не улучшатся за счет обеспечения каждого жителя водой, соответствующей гигиеническим нормативам;

5) в 1,5 раза увеличится потребление энергетических ресурсов в результате увеличения потерь в процессе производства и доставки питьевой воды потребителям;

6) ухудшится экологическое состояние источников питьевого водоснабжения и территорий муниципальных образований Иркутской области;

7) не будет обеспечено техническое перевооружение и реконструкция отрасли, сокращение удельных расходов и потерь воды, уменьшение сбросов сточных вод.

4. Обоснование необходимости и целесообразности решения указанной проблемы программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения, необходимости межведомственного взаимодействия при ее решении, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы

     Необходимость использования программно-целевого метода для реализации Программы обусловлена тем, что проблемы водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод Иркутской области:

1) носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены только усилиями органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области или одного исполнительного органа государственной власти Иркутской области без участия Правительства Иркутской области;

2) не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов областного бюджета;

3) затрагивают различные отрасли народного хозяйства Иркутской области, его природные ресурсы, требуют решения различных функциональных задач, таких как совершенствование нормативной правовой базы, проведение единой технической политики, разработка и внедрение в сферы водоснабжения и водоотведения наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования.

     При разработке вариантов решения проблем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Иркутской области в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.

     Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.

     Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация программных мероприятий в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется за счет регионального и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.

     Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.

     Вопрос о чистой воде непростой и в связи с этим правительством Иркутской области разработана и, внедряется ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2012-2014 ГОДЫ  http://docs.cntd.ru/document/469419780

Взгляд из Курганской области.

Очень непривычно читать о том, что регион в котором находится самые большие запасы в мире  пресной воды располагает таким гигантским шлейфом проблем с питьевой водой.

И решение граждан построить у себя на участке  водную скважину вполне  имеет  здравый смысл.

 



Возврат к списку